Кафедра Культурологии

 

 

Кафедра культурологии Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики была создана в мае 1995 г. Этому предшествовала большая организационная и методическая работа. Традиции преподавания культурологических дисциплин начали складываться с 1989 г. в специальных курсах истории и философии. В 1993 г. на кафедрах всемирной истории и философии были образованы культурологические секции под руководством доцента кафедры всемирной истории Н.Н. Фоминой (История культуры) и доцента В.Н. Садовникова (Теория культуры). Курс культурологии в целом составлял 36 аудиторных часов и читался преподавателями обеих секций. После создания кафедры культурологии трудоемкость дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом была увеличена до 119 часов.

С момента основания и по настоящее время кафедру культурологии возглавляет кандидат исторических наук, доцент Н.Н. Фомина. Штатный состав кафедры представлен шестью преподавателями. Это профессор, доктор философских наук О.С. Борисов и доценты, кандидаты философских наук Н.О. Свечникова, И.И. Толстикова, Н.В. Филичева. Именно в таком составе кафедра прошла сложный путь утверждения в СПбГУ ИТМО в соответствии со спецификой культурологии, ее местом и ролью в гуманитарном образовании студентов технического вуза. С 2008 г. на кафедре работает ассистент К.С. Карчевская. К работе со студентами привлекались и совместители.

 

 

Чтение дисциплин культурологического цикла требует от преподавателей кафедры высокого профессионализма, серьезной работы по методическому обеспечению учебных курсов, внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. Результаты этой деятельности находят положительный отклик большинства студентов и высокую оценку руководства университета. В 2004 г. по итогам конкурса ведущих научно-педагогических коллективов СПбГУ ИТМО кафедра была награждена дипломом.

Основной дисциплиной кафедры является культурология. Вплоть до 2004 г. ее преподавание включало в себя общий лекционный курс «Основы теории и истории культуры» и 6-8 авторских элективных курсов (на выбор студента), конкретизирующих и развивающих проблематику базового курса. С введением в действие Второго государственного образовательного стандарта кафедра вынужденно отказалась от них и перешла к проведению семинарских занятий, на которых углубленно изучаются основные вопросы лекций.

Помимо собственно культурологии, с 1996 г. и по настоящее время преподаватели кафедры вели и ведут целый ряд других историко-культурных, этико-этикетных, искусствоведческих и социологических дисциплин, таких как «Светский этикет», «Деловой этикет», «Деловой и светский этикет», «Основы этики и этикета», «Имидж специалиста и корпоративная культура», «Имидж и карьерные перспективы молодого специалиста», «Конфликтология», «Практическая конфликтология в системе управления», «Культура Санкт-Петербурга», «Художественные стили в Западной Европе и России», «Социология».

При чтении лекций и проведении семинарских занятий широко используются не только традиционные иллюстративные материалы (слайды, альбомы), но и новейшие, мультимедийные презентации; проводятся занятия в музеях, организуются экскурсии по городу и пригородам.

Большое внимание уделяется самостоятельной творческой работе студентов: подготовке докладов, написанию рефератов и эссе, созданию презентаций и видеофильмов по культурологии и другим дисциплинам, проведению экскурсий и т.п. Лучшие научно-исследовательские работы студентов публикуются в печати с предисловиями и под редакцией преподавателей.

 

 

На протяжении своей истории кафедра уделяет большое внимание методической работе. Сформирован учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология». Он включает в себя Программу, созданную в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, и ряд кафедральных печатных учебно-методических пособий:

  • Основы теории и истории культуры: Терминологический словарь-справочник в 2-х частях / Под ред. З.О. Джалиашвили и Н.Н. Фоминой. — СПб.: ГИТМО, 1997-98, общ. объем 13, 5 п.л.;
  • Культурология: учебные программы, контрольные вопросы, планы семинарских занятий: Уч.-метод. пособие / Под ред. Н.Н. Фоминой, Н.О. Свечниковой, И.И. Толстиковой. — СПб.: ГИТМО, 2002, 162 с.;
  • Культурология в конспективном изложении: Уч. пособие / Под ред. Н.Н. Фоминой и Н.О. Свечниковой. — СПбГУ ИТМО, 2003, 296 с.;
  • Борисов О.С., Свечникова Н.О. Культура Древнего мира: Уч. пособие. — СПб.: ГИТМО, 2003, 169 с.;
  • Подготовка к семинарским занятиям по культурологии: Уч.-метод. пособие / Под ред. Н.О. Свечниковой. — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. 35 с.
  • Культурология: Уч. пособие / Под ред. Н.Н. Фоминой, З.О. Джалиашвили, Н.О. Свечниковой. — СПб.: СПБГУ ИТМО, ВВМ, 2008. — 483 с.

Подготовлен учебно-методический комплекс по дисциплинам этико-этикетного цикла, который включает в себя Программы курсов (в т.ч. опубликованную в печати Программу курса этикета, СПб.: ГИТМО, 1997, 1 п.л., автор — Н.О. Свечникова); Терминологический словарь по этикету; видеофильмы; наглядные пособия; кафедральную библиотеку книг по этике и этикету. Издано учебное пособие Н.О. Свечниковой «Этикет в контексте поведенческой культуры современного человека» (СПбГУ ИТМО, 2005, 300 с.).

По курсу «Художественные стили в Западной Европе и России» создано электронное учебно-методическое пособие и опубликовано одноименное печатное издание (Филичева Н.В. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2001, 2004, 152 с.).

С 1998 г. для проверки знаний учащихся по культурологии кафедра использует компьютерное тестирование. Оно позволяет не только контролировать усвоение учебного материала, но и организовать самостоятельную работу студентов над курсом. С 1999 г. аттестация студентов происходит в процессе прохождения ими трех-четырех компьютерных рубежных тестов в Центре дистанционного обучения.

Кафедра постоянно наращивает и совершенствует учебные материалы, размещенные в ЦДО. С 2002 г. непрерывно формировался электронный учебно-методический комплекс по культурологии.

В 2007 г. СПбГУ ИТМО стал победителем конкурса инновационных образовательных программ вузов России. Кафедра культурологии на конкурсной основе приняла участие в этой программе. В результате был создан инновационный учебно-методический комплекс по культурологии, который включает в себя как печатные источники, так и электронные учебно-методические разработки: программу курса, презентации опорных конспектов лекций по всем его темам, глоссарий, словарь персоналий, иллюстративный материал, обучающие тесты, аттестующие тесты, списки учебной литературы, информационные материалы. Комплекс позволяет решать все педагогические и методические задачи, стоящие перед кафедрой в условиях внедрений модульного обучения и балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов.

Совершенствование учебно-методического комплекса по культурологии опирается на научные разработки кафедры:

  • с 1998 по 2001 гг. — проектом «Формализация, структурирование и катехизация культурологического знания» по программе «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России»;
  • с 1998 г. — все конкурсы университетской целевой комплексной программы «Развитие системы дистанционного обучения в ИТМО (ЦКП ДО)»;
  • в 2001-02 г. — проект «Разработка методики и создание на ее основе комплекса аттестующих и обучающих тестов по культурологии для системы дистанционного обучения на основе сетевой Интернет - технологии» по научно-технической программе «Создание системы открытого образования».

Преподаватели кафедры активно реализуют себя в рамках индивидуальных научных интересов, постоянно участвуют в международных и российских научных и научно-практических конференциях.

Преподавание основных дисциплин кафедры не может ограничиваться только учебными, образовательными целями. Велика их просветительская и воспитательная роль в пропаганде ценностей мировой культуры, культурного достояния нашего города, его истории и архитектурного облика, привлечения внимания студентов к вопросам поведенческой культуры, создания своего имиджа, делового этикета. Полученные знания важны не только в учебном процессе. Они помогут студентам и выпускникам добиться больших успехов в частной и деловой жизни.