Российским вузам – национальный рейтинг
Ранее с предложением создать собственный рейтинг выступал ректор МГУ Виктор Садовничий, сообщает РИА Новости. Он отметил, что многие международные технологические компании предпочитают брать на работу выпускников не MIT, а того же МГУ, хотя первый вуз в большинстве рейтингов занимает традиционно первые места, а московский университет оказывается в лучшем случае в первой сотне.
На заседании Совета по науке и образованию президент РФ поддержал эту идею. Он подчеркнул, что определенные критерии оценки вузов в стране уже есть и их нужно просто доработать. Очевидно, что он имел в виду мониторинг так называемой эффективности вузов, который ежегодно проводит Министерство образования и науки. Список критериев, по которым проводится мониторинг, периодически дополняется: анализируется научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность учебного заведения, трудоустройство выпускников и другие факторы. На основе мониторинга местные власти могут реорганизовать вуз – например, объединить его с более сильным. По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, процесс реорганизации российских вузов должен завершиться к 2018 году.
В стране также работает программа создания опорных университетов. Вузы, победившие в конкурсе по определению таких университетов, получают дополнительное финансирование от 100 до 150 миллионов рублей. Для этого они должны представить программу развития на следующие пять лет.
«Мониторинг эффективности вузов не является рейтингом как таковым, он служит для других целей и является своего рода основанием для принятия решений относительно эффективности и возможности осуществления деятельности университетов на государственном уровне. Новый национальный рейтинг, потенциально возможный, должен стать международным, ранжирующим университеты мира в соответствии с адекватной методологией. Определенные критерии оценки, безусловно, могут быть взяты из числа индикаторов в системе мониторинга», – отметила начальник Управления стратегического развития Университета ИТМО, менеджер Проекта 5-100 Марианна Чистякова.
Сейчас в России нет единого национального рейтинга, претендующего на статус международного и рекомендованного официальными ведомствами. Какое-то время до 2006 года составлением рейтинга занималось Федеральное агентство по образованию. Также ежегодно свои рейтинги публикуют различные общественные организации, ассоциации, профессиональные объединения. Например, свою оценку вузам России дают Интерфакс, РИА Новости, Ассоциация негосударственных вузов России, различные рейтинговые агентства.
«В разработке методологии национального рейтинга должны участвовать представители университетского сообщества для формирования сбалансированной системы оценки. Создание и поддержание системы рейтингования – ресурсоемкая задача. Трудно однозначно сказать, кто может реализовать и поддерживать данный процесс. Возможно, решение данной задачи – в адаптации уже существующих национальных рейтингов или в создании рейтинга силами консорциума, в который могут войти представители академического и профессионального сообществ. Основные метрики в методологии рейтинга должны касаться оценки качества образовательной, научной, инновационной деятельности, а также таких аспектов привлекательности вузов, как социальная инфраструктура, социальная среда, возможности для всестороннего развития личности, конкурентоспособность выпускников», – сказала Марианна Чистякова.
На данный момент самые авторитетные рейтинги мира составляются организациями, которые к государственной системе образования относятся опосредованно. Так, рейтинг Times Higher Education (THE) публикуется ежегодно одноименным журналом, специализирующимся на новостях и актуальных вопросах высшего образования. Другой рейтинг, не уступающий популярности первому – QS World University Ranking, создается консалтинговой компанией в области образования и карьеры. Однако любой рейтинг постоянно подвергается критике со стороны тех или иных университетов, ученых. Появляются сомнения в объективности составления критериев, в адекватной выборке респондентов для социальных опросов.
«Традиционно рейтинги служат инструментом привлечения студентов в университеты на национальном и глобальном рынках образования. Вместе с тем, многие рейтинговые системы не отражают те аспекты, которые интересны и значимы для студентов, – качество образовательной подготовки, социальной инфраструктуры, эффективность и привлекательность вуза для самих обучающихся. Они в большинстве своем основываются на наукометрических показателях, ограниченной оценке образовательной деятельности и других количественных показателях», – подчеркнула начальник Управления стратегического развития.
В 2016 году хотя бы семь университетов страны должны попасть в различные мировые рейтинги. А к 2020 году в первой сотне вузов планеты по версии рейтингов QS World University Ranking и THE должны оказаться пять отечественных вузов – как раз на это нацелен Проект 5-100, одним из лидеров которого является Университет ИТМО.
«Приоритетными для Университета ИТМО являются предметные международные рейтинги – те, что конкурируют в рамках предметных областей на глобальном уровне. В частности, для нашего вуза актуальны такие рейтинги, как QS Computer Science, QS Materials Science, THE Engineering&Technology. Задачи достижения высоких позиций в предметных рейтингах являются достижимыми, университет показывает хорошую динамику по ряду значимых показателей, учитываемых в методологии международных рейтингов, – рост числа публикаций, цитирований, увеличение количества иностранных студентов, ученых, преподавателей. Кроме того, ведется систематическая работа по повышению академической репутации и репутации Университета ИТМО среди работодателей», – прокомментировала менеджер Проекта 5-100 в Университете ИТМО.
Наталья Блинникова,
Редакция новостного портала Университета ИТМО