На Гайдаровском форуме обсудили смену парадигмы образования
Форум посетили в качестве спикеров ректор Университета ИТМО Владимир Васильев и начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Нина Яныкина.
Сейчас, когда абитуриент поступает в вуз, фиксируют его знания, при этом навыки и умения практически не оценивают. Ректор Университета ИТМО отметил, что каждый университет хочет заполучить талантливых абитуриентов. И те вузы, которые ставят на предпринимательство и изобретательскую активность, обязаны идти в школы, где занимаются дополнительным образованием. Желательно, чтобы вузы приходили туда вместе с потенциальными работодателями, считает глава Университета ИТМО.
«Необходимо понимать, что не надо делать технологию ради технологии и продукт ради продукта. Всегда должно быть четкое сознание, зачем это делается и кому это нужно. Необходимо выстраивать систему, включающую трех игроков: допобразование, вузы и инновационные предприятия (те, кому действительно нужны изобретатели). Создание таких трансляционных цепочек поможет ликвидировать существующие барьеры, которые есть в школах и вузах», — утверждает Владимир Васильев.
b=01,center
Что касается вступительных экзаменов, то ректор Университета ИТМО отметил, что за весомые достижения вуз дает дополнительные баллы. Но это может привести к такой ситуации, что дети станут получать сертификаты ради сертификата — так теряется творческое начало школьников. По мнению ректора, оценивать потенциального студента нужно не только по результатам экзамена, но и по его реализованному проекту. При условии, что он значим и представлен на какой-либо общественной площадке.
Советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Бортник выделил два различных понятия — «инноватор» и «изобретатель». Под инноватором он подразумевает предпринимателей, которые превращают любое изобретение в продукт. По словам Ивана Бортника, изобретатель будет изобретать независимо от спроса.
«Я не согласен с тезисом, что школа разрушает. Подготовка к изобретательству — нормальный процесс в системе школьного образования. Однако превращать научного работника в инноватора — бесполезный номер. Я считаю, что очень важно вовремя выявить инновационный ген», — считает советник гендиректора Фонда.
Образовательные парадигмы 3.0
Ректор РАНХиГС Владимир Мау определил десять тенденций, характерных для образования будущего, среди которых индивидуализация и непрерывность образования, универсальный язык, знания и специалисты, мощный гуманитарный компонент, глобальная конкуренция. Что касается необходимости в непрерывном обучении людей в течение всей жизни, то, согласно исследованиям НИУ ВШЭ, в России лишь 10% людей старше 40 лет продолжают учиться. В Германии этот показатель — 40%, в Швеции — 60%. Также ректор РАНХиГС считает, что предпринимательская деятельность важна для Университета 3.0, но не она главная. Вуз, скорее, должен стать точкой для аутсорсинга бизнеса.
«Можно спрогнозировать новую волну коммерциализации высшего образования, расширение доли бизнес-проектов самого разного уровня: от отдельного учебного курса или консультирования по его поводу до большой онлайн-площадки или даже платного учебного офлайн-центра», — считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
При этом глава Европейского университета Олег Хархордин утверждает, что идея Университетов 3.0 довольно узка и что она не решает такие глобальные проблемы, как изменения климата или биотехнологий. По его мнению, университет будущего — это не модель инкубаторов стартапов, а все-таки хранитель культуры и производитель смысла жизни.
b=00,center
Кем стать после университета
Во время дискуссии на форуме «Трансформация образовательных программ для подготовки кадров (лидеров) цифрового мира: перспективы и вызовы» эксперты также обеспокоились проблемой быстро меняющихся профессий. Президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов Константин Фокин считает, что государство, размещающее заказ на профессии с определенными компетенциями, должно признать, что понятия не имеет, какие специальности станут востребованы через несколько лет.
«Учащимся следует избавиться от иллюзии, что после окончания университета можно „спокойно работать“: учиться придется всю жизнь. Учебные организации должны экспериментировать, переходить к коротким программам, сочетать онлайн- и офлайн-режимы, нанимать практикующих специалистов», - говорит Константин Фокин.
В своем докладе замглавы Департамента поддержки Национальной технологической инициативы Романа Сорокин отметил, что сложно предположить какие профессии окажутся востребованными через десяток лет, но можно сказать определенно, в каких направлениях надо работать. Среди перспективных направлений он назвал Data Science, поскольку эта технология пронизывает гигантское количество областей и видов деятельности.
b=02,center
Образование ждет волна «уберизации». Cтрана или компания, которая придумает хотя бы прототип глобального образовательного маркетплейса, сделает серьезный прорыв, но это возможно только на незарегулированном рынке, считает директор Департамента развития инновационной экосистемы АО «РВК» Алексей Гусев. При этом вся система образования не может быть ориентирована на подготовку лидеров, для этого нужны особые ниши, добавил он.
«Задача образования в новых условиях — дать человеку базовые знания и при этом научить его самому учиться, искать информацию. Это и есть soft skills: социальные навыки, навыки межличностного общения, способность менять сферы своей деятельности», — подтверждает высказывания экспертов глава Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина.