И нашим, и вашим: на Петербургском партнериате обсудили соответствие профессиональных и образовательных стандартов
Представитель ВШЭ выступил с презентацией результатов исследования взаимодействия работодателей и соискателей. Специалисты сравнили запросы компаний с теми навыками, которыми обладают выпускники вузов. Оказалось, реальные умения вчерашних студентов во многом не совпадают с ожиданиями бизнесменов.
«Есть профессиональные и образовательные стандарты, которые написаны совершенно разным языком. В одних фигурируют компетенции, а в других навыки. Если взять образовательный и профессиональный стандарты одной и той же профессии, то они практически не сходятся друг с другом на уровне понятий. Все дело в том, что образовательный стандарт формирует высшая школа, а профессиональный – бизнес, и они говорят о разном», – прокомментировал начальник управления делового сотрудничества Департамента HRM Денис Жук.
Преодолевать подобные сложности лучше всего помогают стажировки, подразумевающие участие молодых специалистов в реальных проектах и решении производственных задач работодателей. Это самый удобный, эффективный и «безболезненный» способ, уверен начальник Департамента по управлению человеческими ресурсами и фандрайзинговой деятельности Станислав Кушелев. Стажировки также помогают учитывать специфику производства, если речь идет р практике в технической сфере. Даже если в университете было современное оборудование, то на предприятии оно может оказаться совершенно другим.
И вузам, и их студентам важно понимать вызовы времени – профессии становятся все более междисциплинарными, что не дает права ни вузам, ни компаниям стоять на месте. Так, рассказал Станислав Кушелев, неплохой сборник ожидаемых профессий сделали специалисты «Сколково»: в их «Атласе новых профессий» есть и урбанист-эколог, и космогеолог, и проектировщик дирижаблей, и архитектор виртуальности, и цифровой лингвист.
«Для таких профессий сложно пока даже сформулировать навыки. Что уж говорить о компетенциях, которые закладывают на более глубоком уровне фундаментальных предметов бакалавриата», – добавил эксперт.
По словам Дениса Жука, чтобы наладить взаимодействие, достаточно вспомнить эффективные, но забытые положения ряда документов Минобрнауки. Например, это касается требований к аккредитации образовательных программ. Согласно им представителей потенциальных работодателей можно привлекать в государственные аттестационные комиссии. Помимо этого, успешные бизнесмены и руководители могут участвовать в образовательном процессе – например, вести лекции. Причем у некоторых компаний такая практика является незаменимой частью корпоративной политики. В Университете ИТМО подобные процессы успешно работают как на примере базовых кафедр, так и отдельных факультетов.
«Вузы, в свою очередь, должны спустя два-три года просить отзывы у работодателей о том, как справляются с работой их выпускники. В течение как минимум трех лет мы должны активно поддерживать связь с ними, делать выводы и на их основе корректировать образовательные программы», – заметил эксперт.
Следующий пункт – изменение образовательного процесса в вузах, уверен специалист. Так, в настоящее время университеты усиливают позиции магистратуры и аспирантуры из-за гибкости программы и отказываются от специалитета. Дело в том, что за два года студент получает более актуальные знания о своей сфере, чем за пять с лишним лет. Вдобавок, связку бакалавриата и магистратуры можно корректировать, вводя дисциплины по выбору.
«Помимо работы над образованием, вузы должны устраивать карьерные мероприятия на своих площадках и для студентов, и для выпускников, и даже для преподавателей. Так, в университет приходят несколько сотрудников компании – человек, отвечающий за производство, и его коллега из отдела кадров. Они делают презентацию об отрасли, тенденциях, рассказывают о кадровой политике, карьере, бонусах, конкретизируют навыки, которыми должен обладать сотрудник компании. В Университете ИТМО подобные мероприятия проходят несколько раз в месяц, и очень часто крупные фирмы-лидеры различных отраслей хотят видеть в ряду своих сотрудников выпускников именно нашего вуза», – отмечает директор центра Careers Service Университета ИТМО Дмитрий Руппель.
Как отметили участники круглого стола, в ходе дискуссии им удалось не только обменяться мнениями, но и увидеть заинтересованность в реформах кадровой политики у представителей правительства города. Особо отметили они тот факт, что чиновники готовы предоставлять площадку комитетов для объединения кадровых интересов как бизнеса, так и высших учебных заведений.
Редакция новостного портала Университета ИТМО