Литвин Файдор Львович


Заведующий кафедрой теории механизмов и деталей приборов ЛИТМО (1964-78). Доктор технических наук, профессор.

 

Родился 21 января 1914 года. Закончил Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) (1937). Защитил кандидатскую диссертацию в Томском политехническом институте (1944).

Работал в ЛПИ (1947-1964): доцент, профессор (1957). Защитил диссертацию на соискание ученой степни доктора технических наук (ЛПИ, 1954).

В 1963 году был избран по конкурсу заведующим кафедрой теория механизмов и деталей приборов и перешел на работу в ЛИТМО.

По решению Ученого совета ЛИТМО провел реорганизацию кафедры в кафедру приборостроительного типа, закладывающую основы конструкторской подготовки специалистов, выпускаемых ЛИТМО. Проф. Ф.Л. Литвин и возглавляемый им коллектив кафедры успешно решил поставленную задачу. Была создана лабораторная база с оригинальными лабораторными установками, написаны многочисленные методические пособия, разработаны и изготовлены щиты, стенды, действующие модели, прозрачные модели, отвечающие современным требованиям учебного процесса в высшей школе. Программа по курсу «Теория механизмов и детали приборов» была признана Методическим советом Министерства высшего и среднего спецального образования СССР типовой программой по аналогичным курсам.

В 1978 году эмигрировал в США. В настоящее время профессор Иллинойского университета (Чикаго) и одновременно - директор и научный руководитель Лаборатории зубчатых зацеплений.

Ранние работы Ф.Л.Литвина посвящены анализу зацеплений в винтовых передачах и шевинг-процессе, а затем он интенсивно занимался анализом и синтезом зацеплений в передачах с некруглыми колесами. Известность среди исследователей и специалистов принесло ему опубликование монографий: "Методы расчета при изготовлени и контроле зубчатых изделий" (совместно с Н.И.Колчиным, 1953) и "Некруглые зубчатые колеса" (1956).

Но основной заслугой Ф.Л.Литвина следует считать его работы по общей теории зубчатых зацеплений, в которых ему удалось предугадать тенденции развития аналитической теории зацеплений и создать методы анализа и синтеза, адекватные возможностям современной вычислительной техники.

Частично результаты этих работ были опубликованы в первом издании монографии "Теория зубчатых зацеплений" (1960), но наиболее полное отражение они нашли во втором, существенно переработанном и расширенном издании монографии, опубликованном в 1968 году. Это последнее издание до сих пор сохранило свою актуальность в качестве энциклопедии методов и результатов исследований. Отличительной особенностью научных работ Ф.Л. Литвина всегда была и остается ярко выраженная их практическая направленность.

Профессор Ф.Л.Литвин длительное время был научным руководителем Ленинградского филиала семинара по теории механизмов и машин при Доме ученых. За время работы в Советском Союзе он подготовил 48 кандидатов наук, а одному из его аспирантов при защите диссертации была сразу присуждена ученая степень доктора наук. Среди учеников Ф.Л.Литвина, работающих в странах СНГ, пять докторов наук.

За время работы в США опубликовал ряд монографий и работ:

  • Litvin, F.L., Theory of Gearing. NASA RP-1212 (1989);
  • Litvin, F.L., Development of Gear Technology and Theory of Gearing, NASA (1997);
  • Litvin, F.L., Gear Geometry and Applied Theory, Prentice Hall, Englewood Gliffs, NJ 1994;
  • Litvin, F.L., Applied Theory of Gearing: State of Art, Special Issue of the J. of Mechanical Design and the J. of Vibration and Acoustic, June, 1995, Vol. 117, pp. 128-134;
  • Litvin, F.L., Chen, NX, and Chen, J.-S., Computerized Determination of Curvature Relations and Contact Ellipse for Conjugated Surfaces, J. Computer Methods in Applied Mechanics and Engineering, 1995, 125, pp. 151-170;
  • Litvin, F.L., et al, Kinematic and Geometric Models of Gear Drives, J. of Mechanical Design, Dec., 1996, Vol. 118, pp. 544-550.

Dr. Litvin's research interests include the theory of gearing and application methods for generation of gear tooth surfaces; computerized simulation of meshing and bearing contact; computerized determination by measurements of gear real tooth surfaces and minimization of deviations; generation and design of new types of gears; and computer controlled generation of surfaces.

Страница обновлена 20.06.2016